Без книг совсем скучно становится. Книги в моей жизни играют куда более существенную роль, нежели танцы. Книги окружают меня с детства. Это единственная тема, в которой я чувствую себя уверенно и спокойно. Читать, обдумывать, а потом писать свои мысли – привычно для меня. И мне с трудом дается прием пищи, во время которого я не складываю буквы в слова (если конечно я не в кругу друзей). Но от друзей можно устать, а от книг нет. Да, это зависимость, я их глотаю и порой не помню потом, но что-то же помню, и что-то на меня влияет. Мои советчики. В Париж я не брала с собой книг, думала, что будет не до них, и это была моя ошибка. Я купила французский «Космо», и хоть не понимала суть, читала слова во время завтрака, чтобы хоть как-то утолить ломку.

Сегодня я дочитала Моэма «На острие бритвы». Мне понравился как главный герой, так и рассказчик. Герой – Ларри – не находит себе место в том виде, в той роли, в которой его находят большинство из нас. Его не удовлетворит продвижение на работе, труд на благо семьи, жизнь «как у всех». Ларри пережил войну и смерть товарищей, и это не то чтобы изменило, а скорее подтолкнуло и так необратимые процессы его мышления. Он чувствовал, что должен найти тот смысл, ради которого живет. Он не мог заниматься тем, в чем не видел смысла. Поэтому свою жизнь он посвятил поиску (Бога и веры) и познанию (мира и людей). Ларри не сделал ничего выдающегося в глобальном смысле, но он менял мир отдельных людей, старался дать им то, что было нужно. Это ведь так сложно, правда – спокойно оставлять все, что кажется важным (текущие дела, работу), чтобы помочь немедленно конкретному человеку. Для Ларри это было легко и естественно. Он прожил не такую жизнь, как другие, и на первый взгляд его жизнь может показаться бы пустой и непоследовательной. Но если смотреть глубже, со стороны рассказчика, то понимаешь, что Ларри то интуитивно знал, что для него верно и следовал этому, и что он был лучшим моментом жизни для кого-то, спасителем, и уже одно это доказывает, что жизнь его была не пустяком.
Рассказчик же понравился мне тем, что он просто человек, такой же как я. Ему не чужды любопытство и осуждение, но вместе с тем принятие и интерес. Мне нравится в Моэме такое качество как отстраненность – он наблюдает за людьми, равно как и за собой в разных ситуациях, и то, что вон видит – благородное или неприглядное – воспринимается им с каким-то одинаковым настроением, как две стороны одного.